Обновлено: 23 декабря, 2021
Оновополагающим фактором успешного ведения любого бизнеса, независимо от размера и капитала этого бизнеса, является правильное распределение средств и финансовое планирование бюджета. Перефразируя известную фразу – “ты не управляешь тем, что не считаешь”. И важно не только считать расходы и приходы, а уметь распределять приоритетность расходов, понимать какие категории расходов критичны, где можно со временем экономить и т.д. Здесь также важно соблюдать меру, не перегружать данные расчеты данными, дробить категории расходов на много мелких и т.д. Соот-но первое с чего надо начать, и что самое главное – выделить те категории (группы) расходов, которые будут участвовать при расчете бюджета компании.
Для небольшого бизнеса, занимающегося доставками еды в регионе, я выделил следующие группы:
- Аренда
- Закупка продуктов
- Закупка хоз товаров
- Реклама онлайн
- Реклама офлайн
- Налоги
- Ремонт, Техника
- Зарплаты
- Бензин
- Телефон, Интернет
- Комиссия агрегаторов
- Разное
Здесь можно выделить следующие моменты:
- Мы разделили закупку продуктов и хозтоваров по разным категориям – чтобы можно было следить за коэф. отношения закупки и продажи готовой продукции.
- Также мы разделили рекламу онлайн и офлайн, для понимания где мы можем со временем сэкономить.
- К категории разное относятся все те расходы, которые являются разовыми и больше повторяться не будут (либо будут повторяться крайне редко).
- Некоторые категории можно дополнительно раздробить, но лучше выносить это дробление в отдельные таблицы, чтобы не перегружать данными общую таблицу. Например, можно раздробить категорию Релама онлайн (разбить на рекламу в соцсетсях, Яндек, Google и т.д), или Реклама оффлайн (тоже разбить на – реклама в лифтах, почтовые рассылки, промоутеры и т.д). Также можно разбить категорию Зарплаты.
Общая таблица бюджета получится такая (цифры – условные, но приближенные к реальности):
Месяц | Аренда | Продукты | Хозы | Рек. онлайн | Рек. оффлайн | Налоги | Ремонт | ЗП | Бензин | Тел, инт. | Комиссия | Разное | ИТОГО | Касса | +- | Коэф. |
Сент. | 28000₽ | 98000₽ | 16000₽ | 54000₽ | 24000₽ | 18000₽ | 23000₽ | 165000₽ | 22000₽ | 2600₽ | 3000₽ | 10000₽ | 463600₽ | 270000₽ | -193600₽ | 2.75 |
Окт. | 28000₽ | 104000₽ | 8000₽ | 45000₽ | 11000₽ | 19000₽ | 13000₽ | 175000₽ | 12000₽ | 2600₽ | 3000₽ | 4000₽ | 384100₽ | 320000₽ | -64100₽ | 3.07 |
Примечание:
- Для расчет KPI сотрудникам нужно использовать предпоследний столбец: “+-“. Его важно снижать до нуля и потом увеличивать в плюс каждый месяц.
- Последний столбец в таблице “Коэф.” – это отношение закупки продукции к продаже готовых блюд. Без изменений в меню (цены, внесении новых блюд) он должен находится либо на одном уровне, либо даже увеличиваться (засчет оптимизации закупок).
- Некоторые категории расходов со временем можно оптимизировать и уменьшить. К таким расходам относятся:
- Онлайн реклама – засчет минус слов, высокому CTR, удалению неработающих объявлений реклама Яндекс и Google обходится дешевле, убираются неработающие источники рекламы, реклама в ВК проводится не так агрессивно, как в начале работы;
- Бензин – покупка малолитражного авто компании, оптимизация работы доставщиков – с увеличением доставок можно несколько доставок возить по одному адресу.
- Ремонт, техника – со временем этот столбец должен выйти практически в ноль;
- Налоги – засчет перевод компании на ИП, раскрутки оплаты онлайн, налоги за безнальный расчет будут минимальные;
- Кэф. – засчет поиска хороших поставщиков, покупки собственного оборудования (хлебопечки и прочего) этот коэффициент со временем должен увеличиваться. То есть при одинаковой кассе расходы на закупку должны уменьшаться.