Запускаем стартап

Обновлено: 23 декабря, 2021

Вместо предисловия.

На написание данного текста меня натолкнуло банкротство очередной компании у моих знакомых бизнесменов, которым я помогал консультациями по интернет-маркетингу. И так как причины данного банкротства у них были совершенно банальны и типичны, я решил их обобщить.

Не имея опыта создания компаний или корпораций, но участвуя в развитии различных стартапов (в качестве партнера, консультанта, исполнителя определенных бизнес-задач и т.д.), и наблюдая за развитием компаний и бизнес-проектов у своих друзей или заказчиков, я попробовал систематизировать свои небольшие наблюдения. Надеюсь они смогут помочь начинающему бизнесмену избежать многих ошибок уже на стадии старта проекта. По крайней мере обладай мой круг знакомых бизнесменов этой информацией, многих факапов им удалось бы избежать.

Немного теории

С чего начать?

Любому амбициозному человеку наверняка приходила мысль открыть свое дело и заняться бизнесом. Помимо желания зарабатывать много денег, мысли об открытии своего дела привлекательны еще и обретением независимости: от начальства, от нормированного времени работы, от регламентов, дресс-кодов и всего прочего.

Но прежде чем запускать стартап, чтобы избежать неудачи уже на старте, необходимо провести некоторые исследования: изучить спрос на свою продукцию (услуги), изучить свою целевую аудиторию (покупателя, заказчика), провести финансовое планирование, разработать краткосрочную и долгосрочную стратегию для своего проекта. Обо всем этом более подробно – ниже.

Неписанные законы бизнеса

У бизнеса, как и у любого другого вида деятельности, есть свои неписанные законы и правила. Реальная практика бизнеса, за многие годы его существования, позволила бизнесменам их сформулировать. Для себя я выделил следующие:

  1. 20% усилий дают 80% результата, а остальные 80% усилий — лишь 20% результата (Закон Парето);
  2. Не бывает плохих сотрудников, бывают плохие управляющие;
  3. Кто придумал, получает 1 доллар, кто произвел – 10, кто продал – 100;
  4. Человек переоценивает то, что он может сделать за год, но недооценивает то, что он может сделать за 10 лет.

Составляющие успешного бизнес-проекта

Для удачного запуска вашего бизнес-проекта, обязательно наличие следующих составляющих:

  1. Вы (либо ваш партнер) хорошо разбираетесь в той тематике, в которой собираетесь работать;
  2. У вас уникальный продукт (услуга), либо у вас есть достаточные преимущества перед своими конкурентами (в нише, регионе, торговом предложении и т.д.);
  3. У вас есть стартовый капитал и (или) надежные финансовые партнеры;
  4. У вас достаточно времени и средств на ведение своего бизнеса даже в случае его негативного развития на стартовом этапе (в первые полгода-год после запуска).

По личному опыту знаю, что если у бизнеса отсутствовал хотя бы один из перечисленных пунктов – он работал либо с очень невысокой рентабельностью, либо рано или поздно закрывался. Если же отсутствие таких пунктов насчитывалось несколько – бизнес закрывался, не успев проработать и года.

Преимущества перед конкурентами

Прежде чем запускать собственное дело, нужно в первую очередь задать себе вопрос – чем я буду отличаться от десятков или сотен таких же компаний? В чем будут мои преимущества? Исходить из тезиса “отличаться ничем не буду, но у других же работает” – очень рискованная затея, и достигает успеха сейчас все реже и реже. Поэтому для успешного старта, необходимо обходить конкурентов по как можно большему количеству параметров*. Я выделил основные:

  1. Цены;
  2. Качество продукции (услуги);
  3. Ассортимент товаров (услуг);
  4. Маркетинг – обслуживание (сервис), гарантии, бонусы, программа лояльности клиентов, клиентская база, оффлайн реклама и т.д.
  5. Логистика – скорость доставки, стоимость, наличие региональных представительств и т.д.
  6. Интернет маркетинг: сайт, контекстная реклама, соцсети и т.д.

*Все эти факторы может заменить отсутствие серьезных конкурентов на рынке (регионе, районе, городе и т.д.) либо уникальная продукция (услуга).

Финансовое планирование

Предыстория

Многие начинающие бизнесмены не заморачиваются с финансовым планированием, действуя по принципу – давай запустим, а там походу разберемся. Этот подход работает в двух случаях – либо у такого бизнесмена много денег и ему не жалко их тратить впустую, либо он очень рискованный человек, и запускает бизнес по принципу повезет – не повезет. По моему опыту – 9 из 10 бизнесов, которые были неудачными уже на старте, не хотели тратить время на составление бизнес плана.

Некоторое время назад ко мне обратились знакомые с предложением о сотрудничестве в небольшом бизнесе, который предполагал доставку готовой еды на дом (шашлыки, бургеры, салаты и т.д.). У меня уже был опыт сотрудничества с таким видом бизнеса, поэтому примерный спрос, средний чек, необходимое оборудование для работы, его стоимость и прочие данные у меня были. Оставалось только построить на этих данных математическую модель. Точность до рубля в таких расчетах необязательна, поэтому все приведенные ниже цены – условные, но близкие к правде.

Приведенные ниже расчеты позволят нам ответить на следующие вопросы:

– какой минимальный стартовый капитал нам нужен, для запуска проекта;
– какую максимальную прибыль в месяц мы сможем получить;
– какой итоговый примерный убыток мы получим в случае неудачи;
– на какой месяц мы сможем выйти на оперативный “ноль”;
– на какой месяц работы окупятся все наши вложения.

Этих данных достаточно для окончательного принятия решения – стоит ли запускать данный бизнес или нет.

Для начала отметим основные исходные данные нашего бизнеса:

Исходные данные

Регион доставки: небольшой подмосковный город
Конкуренция: практически отсутствует
Прогнозируемый спрос: 15 заказов в день
Выход на прогнозируемый спрос: на 5-ый месяц
Средний чек заказа: 1000 руб
Маржинальность*: 250%

*В маржинальности учитываются налоги и возврат (порча продукции).

Далее, необходимо просчитать затраты. Для удобства я сгруппировал их следующим образом: первоначальные затраты и ежемесячные. В первоначальных затратах я отметил отдельно сумму возврата (3-ий столбец), то есть ту сумму, которую мы сможем вернуть в случае закрытия бизнеса (продать оборудование, бытовую и прочую технику и т.д.). Цены в этой графе – условные, но они нужны для примерного понимания, какие конечные убытки мы понесем в случае неудачи.

Первоначальные затраты

Бухгалтерия
Регистрация ООО под ключ 20 000 руб.
Кассовый аппарат 25 000 руб.
ИТОГО 45 000 руб.
Ремонт
Вода 9 000 руб. 1 000 руб.
Свет 6 000 руб. 2 000 руб.
Интернет 3 000 руб. 1 000 руб.
Помещение 20 000 руб. 5 000 руб.
ИТОГО 38 000 руб. 9 000 руб.
Оборудование
Мангал 10 000 руб. 5 000 руб.
Кирпич в мангал 1 000 руб.
Решетка 1 500 руб.
Шампуры 500 руб. 250 руб.
Фен строительный 1 500 руб. 750 руб.
Вытяжной зонт 6 000 руб. 2 000 руб.
Труба для вытяжки 1 500 руб.
Установка вытяжки 3 000 руб.
Гофра 1 000 руб.
Мотор для вытяжки 3 000 руб. 2 000 руб.
Столы из нержавейки (4) 12 000 руб. 6 000 руб.
Полки из нержавейки (2) 3 000 руб. 1 500 руб.
Мойка 4 000 руб. 2 000 руб.
Ларь морозильный 10 000 руб. 5 000 руб.
Холодильник 10 000 руб. 5 000 руб.
Гриль 9 000 руб. 4 500 руб.
Фретюр 5 000 руб. 2 500 руб.
Микроволновка 3 000 руб. 1 500 руб.
Мясорубка 15 000 руб. 7 500 руб
Гастроемкости 10 000 руб. 5 000 руб.
Плита индукционная 3 000 руб. 1 500 руб.
Посуда, кухонные принадлежности 10 000 руб. 2 000 руб.
ИТОГО 123 000 руб. 54 000 руб.
Оффлайн реклама
Дизайн листовок 1 000 руб.
Распечатка листовок 5 000 руб.
Упаковка 15 000 руб.
Дизайн визиток 1 000 руб.
Распечатка визиток 3 000 руб.
ИТОГО 25 000 руб.
Интернет-маркетинг
Создание сайта 60 000 руб.
Создание группы в ВК 2 000 руб.
Создание группы в ОК 2 000 руб.
ИТОГО 64 000 руб.

В итоге первоначальная сумма затрат составляет – 295 000 руб. Это без учета закупки продукции, угля и т.д – их мы посчитаем отдельно при расчете срока окупаемости.

Ежемесячные затраты

Интернет-маркетинг
Ведение сайта 15 000 руб.
Реклама в ВК 6 000 руб.
Реклама в ОК 3 000 руб.
Реклама в Google 18 000 руб.
Реклама в Яндекс 8 000 руб.
ИТОГО 50 000 руб.
Оффлайн реклама
Раздача листовок 7 000 руб.
Проведение акций 5 000 руб.
ИТОГО 12 000 руб.
Бухгалтерия и ЗП
Расчетный счет 3 000 руб.
ЗП курьера 35 000 руб.
ЗП повара 50 000 руб.
ЗП бухлалтера 10 000 руб.
ИТОГО 98 000 руб.
Разное
Бензин 10 000 руб.
Аренда 25 000 руб.
Непредвиденные расходы 10 000 руб.
ИТОГО 45 000 руб.

Итого, ежемесячные расходы (без учета закупки продукции) у нас составляют – 155 000 руб.

Выход на окупаемость

В исходных данных для данной математической модели мы предположили выход на прогнозируемый устойчивый спрос в 15 заказов в день на 5-ый месяц работы. Соответственно для 1-4 месяца мы рассчитаем пропорциональный рост увеличения количества заказов (первый месяц = 3 заказа в день, второй = 6, третий = 9 и т.д.)

Имея данные по маржинальности (250%), можно посчитать, когда мы выйдем на окупаемость. Также, необходимо отметить, что по предварительным расчетам первоначальных затрат, мы стартуем с итоговых -295000 тыс рублей (итоговый минус на первый месяц работы).

Структура приведенной ниже таблицы следующая:

1-ый столбец – месяц со старта запуска
2-ой столбец – прогнозируемое количество заказов в календарный месяц (30 дней)
3-ий столбец – прибыль от проданной продукции (касса минус затраты на продукцию)
4-ый столбец – ежемесячные затраты
5-ый столбец – итоговый минус к текущему месяцу
6-ой столбец – просуммированные данные 2-5 столбцов (итоговая прибыль)

Сводные данные
1 мес 90 +54000 руб. -155000 руб. -295000 руб. -396000 руб.
2 мес 180 +108000 руб. -155000 руб. -396000 руб. -443000 руб.
3 мес 270 +162000 руб. -155000 руб. -443000 руб. -436000 руб.
4 мес 360 +216000 руб. -155000 руб. -436000 руб. -375000 руб.
5 мес 450 +270000 руб. -155000 руб. -375000 руб. -260000 руб.
6 мес 450 +270000 руб. -155000 руб. -260000 руб. -145000 руб.
7 мес 450 +270000 руб. -155000 руб. -145000 руб. -30000 руб.
8 мес 450 +270000 руб. -155000 руб. -30000 руб. +85000 руб.

Итоговые данные

На основе вышеприведенных данных можно сделать следующие выводы:

Стартовый капитал необходимый для запуска проекта составляет 436 000 руб.
– На нулевую рентабельность мы выйдем на третий месяц работы.
– Для достижения нулевой рентабельности нам необходимо в среднем 9 заказов в день.
– На итоговый “ноль” данный проект выйдет после 8 месяцев работы.
Максимальная прибыль будет составлять 115 000 руб. в месяц.
– В случае, если мы закроем проект при нулевой рентабельности, итоговый убыток у нас составит 382 000 руб.

Меняя в этой математической модели исходные данные, а основные – это прогнозируемый спрос и срок выхода на прогнозируемый спрос, можно посчитать при каких условиях запускать бизнес не имеет смысла, а также примерные риски и убыток, в случае неудачи. Все это поможет правильно рассчитать свои силы и возможности, а также сроки, при которых стоит принимать решения о закрытии, либо наоборот – дополнительном развитии бизнеса.

На этом – все. Спасибо всем, кто дочитал до конца :)

Рейтинг автора
Автор статьи
Юрий
SEO-аналитик, программист (PHP, Ajax, Delphi, MySQL).
Написано статей
268
17 оценок, среднее: 4,82 из 517 оценок, среднее: 4,82 из 517 оценок, среднее: 4,82 из 517 оценок, среднее: 4,82 из 517 оценок, среднее: 4,82 из 5 (17 оценок, среднее: 4,82 из 5)
Для того чтобы оценить запись, вы должны быть зарегистрированным пользователем сайта.
Загрузка...
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Блог Программиста
Добавить комментарий

семь + 5 =